Летом 2008
года ученики гимназии № 1 г.Воронежа, и среди них
Зиновьев Сергей и Яровая Юля, принимали участие в областном слете юных
археологов «Возвращение к
истокам».
Вот
что рассказывают Зиновьев Сергей.:"В этом году мы
изучали предположительно курганы скифов. К сожалению, курган
был разграблен, и поэтому находок было мало.
В последний день раскопок мы нашли обломок железного меча. В
этот же день отряд Педагогического университета обнаружил
довольно неплохо сохранившийся акинак скифов. А на закрытии
слета нашей команде подарили книгу «Археология оружия».
На протяжении веков человек создавал разные виды оружия.
Чтобы выдерживать необходимые нагрузки, оружие должно было
обладать надёжностью, крепостью, а это, в свою очередь,
благоприятствует его долгой жизни, хорошей сохранности. Это
было стимулом к развитию металлургии. Поэтому среди
археологических находок оружие занимает далеко не последнее
место. Потому и появилась соответствующая наука — археология
оружия.
Оружие, как и большинство человеческих изделий,
эволюционировало по мере развития и совершенствования
технологий, а также отражало и исторические события разных
периодов. Таким образом, проследить пути совершенствования
невозможно без того, чтобы не совершить хотя бы краткий
экскурс в историю того времени, о котором пойдет речь.
В большинстве случаев оружие клали в могилу вместе с
умершими. Согласно верованиям древних народов, оно должно
было служить хозяину в посмертном существовании точно так
же, как и при жизни. Раскопки в гробницах дают максимальное
количество материала для работы археолога; там находят много
оружия, доспехов и других самых многообразных металлических
изделий, предназначенных для сражений и впоследствии
принесенных в жертву богам подземного мира. Благодаря этому
историки получают богатый материал для исследования. Обычно
все эти доисторические артефакты из-за невероятного изобилия
фактического материала исследуют и описывают в рамках
археологической науки изолированными группами: в большинстве
случаев работы посвящены конкретному периоду или конкретному
виду оружия".
Рассказ Яровой Юли:
"Мифы небольшого
греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры и
так глубоко проникли в представление и образ мыслей
современного человека, что в обычной речи мы говорит о
сизифовом труде, о титанических усилиях и гигантских
размерах. К общепринятым сравнениям можно отнести
уподобление могучего и сильного мужчину Геркулесу, а смелой
и решительной женщины – Амазонке.
«Есть в морских странах земля, нареченная Амазонитская. В ней царствуют
девы чистые, нареченные амазонки, иже храбростью и умом
своим всех одолевают». Сказания об амазонках сложились ещё в
догреческое время, отразив эпоху матриархата. И
действительно, вот уже более 25 веков передаётся из
поколения в поколение чудесная легенда об амазонках -
прекрасных женьщинах-воительницах, живших отдельно от мужчин
и имевших весьма странные обычаи. Первоначально родина их
помещалась на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье
Чёрного моря, между Синоной и Трапезундом. Амазонки храбро
сражались с любым врагом и почти не знали поражений. По
преданиям, попавших в плен мужчин они спустя какое-то время
убивали. Родившихся от таких случайных связей мальчиков либо
изгоняли за пределы Амазонской земли, либо калечили и
превращали в рабов. Девочек же оставляли и воспитывали в
суровых спартанских традициях – воинами и наездницами. При
этом у них ещё в детстве выжигали правую грудь, чтобы не
мешать в дальнейшем стрельбе из лука и владению мечом.
Есть
курганы
с могилами «амазонок» и на Нижнем Дону.
Однако в регионе Среднего Дона о таких захоронениях,
несмотря на широкие раскопки курганов скифского периода за
последние 100 лет, ничего не было известно.
И лишь в ходе работ Потуданской археологической экспедиции в
1993-2000 гг. на большом курганном могильнике
V-IV
вв. до н.э. близ сс. Терновое и Колбино погребения
«амазонок» были, наконец, найдены. Поэтому, вслед за этими
исследователями, мне бы хотелось изучить тайну древних
амазонок в скифском и сарматских обществах
На Среднем Дону было известно более 112 погребений женщин у
скифов, что превосходит количество женских могил с оружием у
савроматов. Следовательно, это явление – общескифское,
характерное для степной, и для лесостепной зон Европейской
Скифии. |