К
югу от Воронежа, за Белгородской чертой,
простиралась степь. Она доходила до Азовского и
Черного морей. Эти земли, заселенные прежде русскими
людьми, в XI—XIV
веке были опустошены
кочевниками. А Северное Причерноморье находилось под
властью турок и крымских татар. При впадении Дона в
Азовское море стояла турецкая крепость Азов,
закрывавшая выход в море.
В
конце
XVII
века окрепшее Русское
государство начало борьбу с Турцией и Крымским
ханством за выход к морю на юге, за исконные русские
земли. Русские воины на южной окраине России в
XVII
веке не только обороняли страну
от набегов крымских татар. Они не раз ходили
походами в южную степь, доходили до Крыма, до Азова.
В
1695 году царь Петр
I
с большой армией совершил поход
под Азов. Но русским войскам не удалось овладеть
этой турецкой крепостью. Вражеский флот
беспрепятственно плавал в Азовском море и снабжал
оружием, боеприпасами, продовольствием турецких
солдат в Азове. Было ясно, что для овладения Азовом
России нужен военный флот. Флот решили строить у
Воронежа. Осенью 1695 года русская армия
прекратила осаду Азова.
Зимой под
Воронежем началось строительство флота. Воронежцы
оказались умелыми плотниками-судостроителями. Они
имели богатый опыт в строительстве речных судов.
Царь Петр
I
приказал собрать к Воронежу на
строительство кораблей более 20 тысяч крестьян и
мелких служилых людей из окрестных городов и сел.
Сам царь и дворяне, руководившие постройкой
кораблей, жестоко обращались со
строителями-крестьянами. Многие крестьяне бежали в
леса. Пойманных возвращали на верфи, били батогами
(палками) и кнутом.
К весне
1696 года в Воронеже были готовы два больших военных
корабля и несколько десятков мелких. Русская армия
вновь направилась к Азову. На этот раз русский флот
отрезал осажденную крепость от моря. Турецкие
корабли не смогли помочь Азову. Они не решились
вступить в бой с молодым русским флотом. Азов был
взят, Россия получила выход к морю.
Через несколько лет началась длительная война России
со Швецией (Северная война). Петр
I
стал создавать флот и на
Балтийском море, но колыбелью русского военного
флота по праву считается Воронежский край.
Строительство парусных военных кораблей велось в
Воронежском крае 15 лет
(1696—1711 гг.). Были устроены новые верфи. Одна из
них находилась у села Таврова близ устья реки
Воронежа, другая — у нового города Павловска, там,
где в Дон впадает река Осередь.
В
1711 году после неудачного Прутского похода Петра
I
Россия вновь на некоторое время
вынуждена была отдать Азов туркам. В связи с этим
кораблестроение под Воронежем прекратилось. |