Скифы

Первобытный строй
Феодальные отношения
Укрепление Русского государства
Колыбель русского флота
Воронеж современный

Скифы

Этим летом 2007 года ученики гимназии № 1 г.Воронежа, и среди них Зиновьев Сергей и Яровая Юля - члены нашей команды впервые принимали участие в областном слете юных археологов «Возвращение к истокам». В этом году мы изучали предположительно курганы скифов. К сожалению, курган был разграблен, и поэтому находок было мало.
В последний день раскопок мы нашли обломок железного меча. В этот же день отряд Педагогического университета обнаружил довольно неплохо сохранившийся акинак скифов. А на закрытии слета нашей команде подарили книгу «Археология оружия».
На протяжении веков человек создавал разные виды оружия. Чтобы выдерживать необходимые нагрузки, оружие должно было обладать надёжностью, крепостью, а это, в свою очередь, благоприятствует его долгой жизни, хорошей сохранности. Это было стимулом к развитию металлургии. Поэтому среди археологических находок оружие занимает далеко не последнее место. Потому и появилась соответствующая наука — археология оружия.
Оружие, как и большинство человеческих изделий, эволюционировало по мере развития и совершенствования технологий, а также отражало и исторические события разных периодов. Таким образом, проследить пути совершенствования невозможно без того, чтобы не совершить хотя бы краткий экскурс в историю того времени, о котором пойдет речь.
В большинстве случаев оружие клали в могилу вместе с умершими. Согласно верованиям древних народов, оно должно было служить хозяину в посмертном существовании точно так же, как и при жизни. Раскопки в гробницах дают максимальное количество материала для работы археолога; там находят много оружия, доспехов и других самых многообразных металлических изделий, предназначенных для сражений и впоследствии принесенных в жертву богам подземного мира. Благодаря этому историки получают богатый материал для исследования. Обычно все эти доисторические артефакты из-за невероятного изобилия фактического материала исследуют и описывают в рамках археологической науки изолированными группами: в большинстве случаев работы посвящены конкретному периоду или конкретному виду оружия. Тема оружия практически неисчерпаема, и в рамках одного исследования трудно, абсолютно невозможно сочетать глубину исследования и какую-либо широту поля изучения.

ЛЕГЕНДА О ТРЕХ СЫНОВЬЯХ ГЕРАКЛА.

В легенде о происхождении народов "Великой Скифии", изложенной Геродотом (История, 4, 8-10), их предками названы три сына Геракла: Скиф, Гелон и Агатирс.
«Это предание надо понимать в том смысле, что все названные народы имели генетическое родство. "Скифы" — это арийские народы степной зоны Евразии, под именем "Гелона", очевидно, скрываются родственные им народы северной, лесной зоны Восточной Европы (примерно по линии Минск—Новгород—Рязань), а под именем "Агатирса" — народы Западной Украины и бассейна Дуная»3.
Считать эти народы "изолированными" друг от друга — значит сделать непростительную ошибку. Ведь, согласно сообщениям античных авторов, они происходили от братьев, и говорили на родственных языках, то есть относились, в современной терминологии, к одной языковой группе.
«Первоначально, еще в неолите, "брат Агатирс" говорил на языке, предковом для фракийской группы, и ему принадлежала Трипольская культура Украины и родственные дунайские культуры; "брат Гелон — говорил на языке балтской группы, и ему принадлежали культуры ямочно-гребенчатой керамики русского севера. Но расхождение между этими языками в те времена, надо полагать, было еще очень небольшим.
В какой-то момент времени (видимо, в эпоху бронзы, в XXII — XVI вв. до н.э.) один из родственных языков этой группы вытеснил остальные. Но, поскольку локальные географические различия огромного "евразийского региона" продолжают действовать постоянно, на месте старой тут же образовалась новая языковая группа, современная славянская, занявшая ту же территорию, что и ее древняя предшественница. Следует подчеркнуть, что речь идет только о языковом замещении, о "тонкой материи" духовной культуры, поскольку, начиная, по крайней мере, с бронзового века, население "евразийского региона" почти везде сохраняло чисто физическую (антропологическую) и культурную преемственность.
Надо полагать, что основным языком, вытеснившим остальные близкородственные и образовавшим новую "евразийскую" группу, был именно скифский. Ведь все данные свидетельствуют о безусловном военно-политическом доминировании степных ариев и их потомков скифо-сарматов во всей внутренней Евразии эпохи бронзы и железного века...
Сами условия евразийской геополитики, отсутствие естественных границ на огромных пространствах, предопределяют сохранение определенного цивилизационного единства этого региона. Народы континентальной Евразии просто не успевают далеко "разойтись": как только это происходит, новые импульсы интеграции восстанавливают разрушенное единство. И роль объединителя принадлежит народу, населяющему степную зону континента "великоскифскому" народу, предназначенному к этому самой природой.
Возвращаясь к легенде о "трех братьях" — сыновьях Геракла, можно сказать, что символ "Скиф, Гелон и Агатирс" во времена Геродота означал примерно то же, что в наше время — "Русский, Белорус и Украинец"... Разница между древними языками "Скифа, Гелона и Агатирса", своеобразный параметр-"дельта" (верный показатель разницы цивилизационного характера), постепенно увеличивалась со временем; как только был превышен некий "допустимый уровень", сработал "сброс", и система вернулась в исходное положение.»

МЕСТООБИТАНИЕ СКИФОВ.

Конные дружины скифских воинов были постоянной угрозой для ближних и дальних соседей Скифии. В VII в. до н.э. скифы перешли Кавказские горы и неудержимым потоком хлынули на юг — в цветущие области древневосточных цивилизаций. Разгромив войска Урарту, Мидии и Ассирии, они прошли «огнем и мечом» вплоть до границ Египта. Господство скифов в Малой Азии длилось 28 лет, а затем они отхлынули назад, в свои северные степи.
«Собственно "Скифия" простиралась от Приднестровья до Дона, далее к востоку начиналась "Савроматия" или "Сарматия" (поскольку сарматы говорили на "скифском" же языке, Скифия и Сарматия были различными политическими объединениями одного народа). На востоке "Сарматия" заканчивалась в Приуралье, и дальше шли владения среднеазиатских скифов — массагетов (саков) и южносибирских исседонов. Все четыре крупных региональных подразделения "Великой Скифии" (в рамках современной Украины, южной европейской России, Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири) принадлежали одному и тому же "великоскифскому" народу.
Пространство Великой Скифии были чрезвычайно обширным, совпадающим со степной зоной континентальной Евразии. И все это пространство в разные эпохи оказывалось заполнено удивительно однородными археологическими культурами. Казалось бы, вывод из этого следует один: все это пространство, как и сейчас, в прошлом заселял один народ. Но именно этого вывода и боятся как огня!».
Что же можно сказать о границе Скифии/Сарматии? На западе естественными барьером служили Карпаты и прилегающие речные рубежи (Днестр). «На юге Кавказские горы, причем в Закавказье, судя по обилию находок наконечников скифских стрел, находились скифские "военные базы". В Средней Азии скифское население "компактно проживало" еще на Памире, причем в зону политического влияния входил и Афганистан. В Сибири южная граница не была стабильной, проходя в основном по Алтаю и Саянам, но опускаясь до среднего течения Хуанхэ в благоприятные времена... а на севере Сибири в зону влияния попадали бассейны рек Оби, Лены, Амура».

Гимназия №1 г.Воронеж, 2010

Hosted by uCoz